Рынок труда

LabourMarket

Рынок труда

Ни для кого не секрет, что сегодня Германия является геополитическим лидером Европы, а германская экономика – крупнейшая на континенте. Экономическая система этой страны на протяжении многих лет выделялась отлично развитой инфраструктурой и высококвалифицированными специалистами, задействованными практически во всех отраслях производства и сферы услуг. 

Тем не менее, демографическая проблема старения нации, характерная для многих стран Европы, коснулась и Германии. С 1970-х годов рождаемость в Германии уменьшается, как следствие – сегодня все меньше коренных немцев претендуют на рабочие места. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: при стабильном росте спроса на рабочую силу в Германии наблюдается дефицит квалифицированных специалистов во многих сферах, в частности в здравоохранении, машиностроении, IT и прочих. 

В начале 2000-х годов, когда уже наметились зачатки утвердившейся сегодня тенденции, германское правительство начало воплощать ряд инициатив с целью ликвидировать дефицит рабочей силы. Немецкие компании также пошли на беспрецедентные меры – например, к работе в коммерческих организациях стали чаще привлекать пожилых сотрудников. И сегодня среди европейских стран Германия занимает второе место по уровню занятости среди людей пожилого возраста. Возросла занятость и среди женщин. Если в 2005 году этот показатель составлял 63 %, то теперь он достиг 72%. 

Самая свежая тенденция немецкого рынка труда – все возрастающий приток в Германию иностранных специалистов. Значительно повлияло на такую ​​положительную динамику облегчение процедуры признания иностранных дипломов, а также либеральные правила предоставления высококвалифицированным мигрантам разрешения на проживание в Германии. Набирает популярность и программа MobiPro, рассчитанная на молодых иностранцев, которые хотели бы получить в Германии профессиональное образование. 

Но в 2012 году германское правительство предприняло действительно радикальные меры: для привлечения остро востребованных на рынке Германии специалистов из других стран – врачей, инженеров, математиков, программистов – было решено внедрить очень лояльную визовую систему. С августа 2012 года иностранные специалисты из-за пределов ЕС могут легко получить так называемую «Blue Card», совмещающую рабочую визу и разрешение на работу в Германии, и успешно устроить свою жизнь в этой европейской стране. Принимая закон, власти Германии рассчитывали на приток около 3500 специалистов в год, львиная доля которых может приехать из Украины и СНГ. 

Казалось бы, ситуация для желающих устроиться на работу в Германии квалифицированных кадров из нашей страны должна кардинально измениться к лучшему, но и здесь возникают определенные трудности. В частности, известная немецкая газета Deutsche Welle, комментируя ситуацию с выдачей Blue Card, пишет: «Россия и Украина входят в первую пятерку поставщиков квалифицированных кадров в ФРГ. Тем не менее, чтобы получить Blue Card, специалистам из этих стран приходится "попотеть". 

Эксперты видят основную проблему в т.н. «административном препятствии», с которым вынуждены столкнуться специалисты, пытающиеся оформить Blue Card самостоятельно. Во-первых, пребывая за пределами Германии это достаточно сложно, ведь нет «живого контакта» с чиновниками, принимающими решение. Во-вторых, даже уже работающие в Германии специалисты далеко не всегда могут оперативно оформить «карту»: на это требуется время и усилия по сбору документов. 

Решить данную проблему призваны компании-посредники, ярчайшим примером которых является ERC – немецкое рекрутинговое агентство, имеющее представительство и в Украине. 

TOP

Labor market

LabourMarket

Labor Market

It is not a secret for anybody that Germany today is a geopolitical leader in Europe, and German economy is the biggest one on the continent. The economic system of this country over a number of years was distinguished with excellently developed infrastructure and highly trained professionals who work in practically all the branches of industry and sphere of services. 

However, the demographic problem of nation ageing, which is typical for many European countries, also affected Germany. Since 1970’s the birth rate in Germany decreases, and consequently, nowadays, fewer and fewer native Germans apply for open jobs. Therefore, it is a paradox situation: at constant increase in the demand for labour in Germany a shortage of trained specialists is observed in many spheres, in particular, in health care, mechanical engineering, IT, etc.   

At the beginning of 2000’s when the roots of today’s tendency appeared, the German government began to implement a series of initiatives aimed at liquidation of shortage of manpower. German companies took unparalleled steps, for example, they began to hire elderly employees more often. Nowadays, Germany ranks second among the European countries as to the level of employment of senior persons. Employment of women also increased. In 2005 this index equalled 63 %, and now it has run up to 72 %.

The newest tendency at the German labour market is a continuously increasing inflow of foreign specialists to Germany. Simplification of the nostrification procedure, as well as liberal rules of giving German residence permits to highly trained migrants noticeably influenced this positive dynamics. MobiPro programme elaborated for young foreigners, who would like to receive vocational education in Germany, becomes more popular. 

In 2012 the German government made really radical steps: to attract specialists from other countries which are extremely wanted at the German market, physicians, engineers, mathematicians, programmers, the decision to implement a very loyal visa system was taken. Since August 2012 foreign specialists from the countries – non-members of the EU, may freely receive so called «Blue Card», which combines both the employment visa and the permit for work in Germany, and successfully arrange their life in this European country. Adopting the law, German authorities expected the annual inflow of about 3500 specialists, and lion’s share of them may arrive from Ukraine and the CIS.    

It should seem that the situation for those trained specialists from our country, who wish to find employment in Germany, must radically change for better, but certain difficulties appear. In particular, the German newspaper Deutsche Welle commenting the situation with Blue Card issuance, writes: “Russia and Ukraine are among top five suppliers of qualified specialists. However, the specialists from these countries have to make great efforts to receive the 'Blue Card".    

Experts see the principal problem in the so-called “administrative obstacles” the specialists face when trying to get Blue Card independently. Firstly, it is difficult to receive it when being beyond the German territory because of lack of “live contact” with decision-making authorities. And secondly, even when a specialist is already working in Germany, he/she not always can get the “card” in short period of time. The reasons behind this are: time and efforts that are needed to collect the documents. 

The mission of international recruiting companies is to solve this problem, and a good example is the ERC, a German recruiting agency which has its representative office in Ukraine. 

TOP